Страница: 1
В начале восьмидесятых годов прошлого столетия я ехал по проезду, который располагается между Останкинской башней и телецентром, в сторону ВДНХ и увидел быстро идущую женщину, иногда переходящую на бег. Она пыталась остановить какую-нибудь машину, но так торопилась, что не собиралась терять время. Я остановился, она села и, не глядя в мою сторону, назвала адрес. Так же не посмотрев в ее сторону, я сказал: я остановился только потому, что мне показалось, что вы очень торопитесь и вам плохо. Вы, вероятно, иначе оценили мой поступок, но если вы действительно очень торопитесь, то я вас довезу по вашему адресу, тем более это небольшое отклонение от моего маршрута, только если вдруг вы не решите материально вознаградить меня. Только после моего монолога она повернулась в мою сторону и сказала: да нет, я не тороплюсь, я просто хотела побыстрее уйти от этого змеюшника, но я очень благодарна вам, что вы остановились, и если вас не очень затруднит, то довезите меня, и вообще, спасибо вам, и простите меня. Только после этих ее слов я так же повернулся в ее сторону и увидел ее очень симпатичное, умное и доброе лицо. То, что она очень стройна, я видел еще во время ее бега, а лицо видел впервые. Наконец, мы остановились у ее дома, и мне показалось, что она не торопится и не очень-то хочет покинуть машину, скорее ее устраивает сидячее положение, и нежелание поменять что-то в данный отрезок времени, чем желание как-то продолжать общение со мной.
Уткнувшись взглядом в какую-то точку, она неторопливо рассказала мне о неприятном эпизоде на работе. Мелочи жизни – сказал я,- но мне кажется, этот эпизод не причина вашего не очень хорошего настроения, а причины совершенно другие, но и эти причины, наверное, так же суета, и даст бог, когда-нибудь вы это будете вспоминать с улыбкой. Взгляд ее потеплел, и на лице появилась красивая улыбка. Я продолжал: таких «неприятных» эпизодов у вас будет еще очень много, их не надо воспринимать серьезно, а вот какие-нибудь встречи с друзьями или места, в которых вы хотели бы побывать и все время это откладываете, считая, что впереди еще очень много будет таких возможностей, - вот их больше может и не быть. - К примеру? – спросила она. - Ну, к примеру, я всю жизнь мечтал с «ненаглядной певуньей в стогу ночевать», и не знаю, осуществиться ли эта моя мечта. Правда, мне кажется, при нашей теперешней жизни ненаглядных певуний мы встречаем чаще, чем стог сена. Я должен признаться, однажды в подобной ситуации мы с «ненаглядной певуньей» искали этот стог, но увы, проехав от Москвы 180 км, мы так его и не нашли, вернее нашли, но это был
Страница: 1
Страница: 2
не стог моей мечты, а застарелая многолетняя сырая масса. Но и это еще не все, вместо стога мы нашли сказочный лес, в который, быть может, не ступала нога человека, и во время горячего поцелуя, стоя (стоя, потому что лес был сырой), нас с двух сторон бесшумно обошло целое стадо красивых оленей, и также тихо они ушли в темноту леса. Позже она мне говорила, что это было предзнаменование и, что я, к сожалению, этого не понял. Она, наверное, была права, такую жизненную ситуацию надо еще заслужить. Заслужить?, не знаю, иногда и дуракам судьба бросает подобное. Но вот оценить - на это не все способны. Все еще может быть: и стог, и ненаглядная певунья по отдельности, но подобной ситуации больше никогда, никогда, не только у меня, но ни у кого не будет, это я знаю точно.
Я пойду, – сказала она, - после вашего монолога не хочется говорить банальности, но и их у меня сейчас нет, увы. Если вы скажете, как с вами связаться, было бы очень хорошо. Я достал из барсетки визитную карточку и отдал ей. Меня зовут Катей,- сказала она и вышла, отдаляясь, не оборачиваясь, помахала рукой.
Кстати, и визитки, и барсетки в те времена были не частым явлением. До сих пор, когда кому-то отдаю визитную карточку, я вспоминаю один эпизод моей жизни того времени. Проезжая Северянинский путепровод, я встретил двух друзей - директоров соседних магазинов, с одним из них я иногда играл в шахматы. Они сделали рукой знак, чтобы я остановился, что я и сделал. После стандартных разговоров, почему я к ним больше не захожу и т.д., мы решили обменяться координатами, и я без злого умысла спросил, нет ли у них визиток? К чему такой вопрос, что, мы похожи на педерастов? – вопросом ответил на мой вопрос одни из них. Кстати, и барсетку в театральных кругах называли тогда «педерасточкой». Думайте о нас, что хотите, но вот так мы жили тогда. Невежество и любым способом обрести то, чего нет у соседей, соседствовали с презрением к показухе и высоким интеллектом. Мы прекрасно знали, что и как там, но не было желания покинуть навсегда наших тупых чиновников, желающих оставить все, как есть, и поэтому тормозящих прогресс.
Проходило время, я эпизодически вспоминал Катю. Вообще-то в ней было нечто такое, что обычно не забывается. Однажды вечером она позвонила и пригласила меня в кино. Зарубежное кино я знал, даже может быть лучше, чем наше. Я, конечно, под словом «наше» не имею в виду таких корифеев как Тарковский, Иоселиани, Параджанов и др. И, естественно, знали все, кто любит этот жанр искусства. Я не успел спросить, что и где смотреть, как она,
Страница: 2
Страница: 3
опережая меня, сказала: я догадываюсь, что вы можете быть знакомы с современным синематографом. Но вряд ли вы могли смотреть тот фильм, на который я вас приглашаю. Не расспрашивая дальше, я согласился, и мы договорились о встрече на следующий день. В назначенное время мы встретились и подъехали к зданию, которое располагалось в районе Покровских ворот и называлось «Интерфест». У входа в здание нас встретил приветливый молодой человек выше среднего роста с усами. Он представился как Владимир. Катерина представила его как мужа, и он пригласил нас в просмотровый зал и сел вместе с нами смотреть фильм. Потому, как он вел себя, было видно, что он какой-то руководитель в этой организации.
Я не выдержал и спросил, какой фильм нам сегодня предстоит посмотреть? «А разве Катерина вам не говорила? Мы будем смотреть фильм А.Челентано «Юппи ду». Челентано снял этот фильм по мотивам песни «Юппи ду», которая была очень популярна в те годы.» Я поблагодарил их за приглашение, сказал, что я очень давно хотел посмотреть этот фильм, но не получалось, я даже просил Маяцкого (директора Совэкспортфильма) как-нибудь устроить просмотр этой ленты, но, увы, пока не получилось. - Вы знакомы с Маяцким? - Да. Знаком. Он часто приглашает меня на просмотры. Больше мы не разговаривали, да и о чем нам было говорить? И начался фильм.
Тогда фильм произвел на меня сильное впечатление, несмотря на затянутые некоторые моменты, которые бросаются в глаза, по-моему, многим. Поблагодарив Владимира и Катерину, я уехал.
Звонки Катерины были довольно редки и своеобразны, поскольку мы собственно не разговаривали. Раздавался звонок, я снимал трубку, готовясь разговаривать, а там музыка – юппи ду, юппи ду, юппи ду и ду, юппи ду, так далее. Я с удовольствие слушал до конца и на этом наш «разговор» заканчивался, и так продолжалось довольно долго. Только одно меня удивляет до сих пор - эти звонки раздавались в какие-то критические периоды моей жизни. Позже, вспоминая слова Владимира по поводу того, что Челентано создал эту талантливую ленту под впечатлением модной в то время песни, я никаких подтверждений не нашел. Везде написано, что автор музыки А.Челентано. Но до сих пор меня гложут сомнения по поводу его авторства этой песни. Он, конечно, очень талантлив, но мне кажется, это не его почерк, хотя всякое бывает. Это и не важно. Важно то, что был такой период, когда люди создавали что-то талантливое в различных жанрах
Страница: 3
Страница: 4
искусства, и мы были свидетелями этого периода истории. Я ограничусь тем, что скажу: фильм мне очень понравился. Нет смысла приписывать автору то, о чем он даже не подозревал, создавая полотно, так часто делают критики и искусствоведы – что поделаешь, такая у них работа, хотя и их уровень интеллекта соответствовал создаваемым полотнам того времени. Встретив случайно одного архитектора, который на два курса был ниже меня в институте, он столько интересного рассказал мне о моем построенном объекте, что я даже не подозревал о таких достоинствах объекта. То ли дело сегодняшний ширпотреб, который не требует сложного и замысловатого описания «критиками», и они обходятся одним словом: «прикольно». Что касается этой талантливой ленты А.Челентано, то можно сказать следующее: он исполнил много интересных ролей и песен, и вне зависимости, он ли автор этой песни или нет, фильм «Юппи ду» – одна из самых значимых вех в его творчестве. Я не большой любитель телевидения, но эпизодически, включая телевизор, я все чаще и чаще стал видеть Владимира с различными авторскими программами. Вместе с маленькой группой своих единомышленников, а может и не единомышленников, он делал популистские программы, будто бы на актуальные темы, которые методично работали на разрушение.
Катерина так же продолжала отмечаться звонками с музыкой «Юппи ду», но однажды она заговорила и сказала, что неплохо бы нам встретиться и пообщаться. Мы встретились и поехали в Салтыковку в ресторан «Русь» обедать. В семидесятые годы этот ресторан был популярен среди определенной категории публики, у которой водились деньги, в основном у цеховиков. Ну иногда ходили туда и люди творческие, и должностные лица, и т.д. Выбор-то был не очень большой. Я почему-то запомнил фамилию исполнителя блатных песен - Резо Халатов. На сей раз монологов с моей стороны не было, я в основном молчал, поскольку я понял, что Катерине хочется поговорить, и она говорила. Она рассказала, что они расстались с Владимиром, и что она почувствовала такое облегчение и свободу, что трудно передать. Вы понимаете, когда я даже эпизодами вижу его изображение по телевизору, у меня начинается аллергия, и мне кажется. что окружающие его люди совершенно его не знают. Она говорила много. И я понимал, что ей надо с кем-то выговориться. Я все время молчал, я даже ей не сказал, что я несколько раз встречался с ним по делу, и с некоторыми ее оценками я вполне согласен. С Катериной встречались всего три раза в жизни, а могло создаться впечатление у окружающих, что мы знаем друг друга всю жизнь. Я никогда с женщинами не вел разговоров на подобные темы. Эти философствования отодвигали нас от житейских банальностей и нормальных отношений, которые возникают между мужчиной и женщиной.
Страница: 4
Страница: 5
Забегая вперед, я скажу, что эти отношения остались таковыми до конца тех коротких и немногочисленных встреч, которые оставались у нас в жизни. Проведя вместе прекрасный солнечный день, к вечеру мы расстались, не договорившись ни о чем. Проходило время, и где-то в середине восьмидесятых у меня сильно пошатнулось здоровье, и я стал самоизолироваться от моего окружения и готовился завершить путь, который мне пришлось пройти в этой жизни. Я не скажу, что я рвал на себе рубашку и посыпал голову пеплом, было грустно, но я смирился с этой мыслью и готовился к тому, чтобы не доставить много неудобств и хлопот близким после моего ухода. Как-то вечером тишину и одиночество прервал телефонный звонок, звонила Катерина. Без приветствия, предисловия и традиционной музыки «юппи ду» она сказала: я знаю, вам плохо, мне сон приснился, я утром приеду за вами и увезу вас за город, - и назвала время. Я хотел отказаться и пытался объяснить мой отказ, но она прервала меня и сказала, что это не принимается, ехать необходимо. Она так настоятельно и твердо убеждала меня, что я согласился, но меня сильно угнетало мое состояние физической беспомощности. Но чуть-чуть поменять обстановку в глубине души хотелось и мне. Мы приехали в старый загородный дом, с громадной территорией, с соснами на берегу реки. Она сказала, что этот дом ей оставили родители. Мы долго гуляли, пили коньяк, ели клубнику и долго разговаривали, и во время прогулки она спросила – чего бы я захотел в жизни больше всего, я сказал – счастья моим близким после моего ухода. Она прервала меня и сказала: Какое же им счастье без вас? Я имею в виду, что вы хотели бы для себя? - Для себя я бы хотел пять лет полноценной жизни. - Ооо…. Пять лет - это ерунда, я вам даю гораздо больше для полноценной жизни. Я знаю, мне сон приснился. Кстати, вы верите снам? - Сон – это единственная из тайн жизни, которой я верю, но в этом случае мне кажется и сны беспомощны, - ответил я. - Как знать, как знать, продолжала она, а я верю и в этом случае, что так и будет. - Вы знаете, помимо моей веры в сны, чему имеются у меня подтверждения в жизни, я начинаю верить и Вам, точнее очень хотелось бы верить. - Вы сказали о подтверждениях, закрепляющих вашу веру в сны, вы можете привести хоть один случай, – спросила она. - Их было несколько, но самый яркий и четкий случай, когда на каком-то чемпионате мира по футболу наши вечером должны были играть с венграми, мне приснился счет 6-1 в нашу пользу, я рассказал об этом трем своим друзьям, с которыми я должен был посмотреть эту игру. Они рассмеялись, поскольку наши играли плохо, и не только тогда, ну и никак не могли выиграть с таким же футбольным счетом, да и вообще выиграть. Вечером стали смотреть игру, и почему-то вдруг наши начали выигрывать и,
Страница: 5
Страница: 6
когда счет стал 3-1, мы далее молча, озадаченно и удивленно посмотрели до конца и посчитали голы до шести. - Да, это очень интересно, - сказал она и пыталась даже подать мне руку, когда поднимались с берега, но быстро опомнилась. Потом, сидя на террасе и глядя на заросший, неухоженный, но все равно красивый участок, мы пили чай и коньяк и долго разговаривали. Это был довольно светлый день в моей невеселой жизни тогда. Далее была больница, прозвище «доходяга», звонок В.И.Бураковского главврачу, после которого меня перевели в отдельную палату. Я был знаком с Владимиром Ивановичем Бураковским, но вряд ли это было достаточно для его звонка, его попросили мои друзья – эти же друзья предложили мне в очень осторожной тактичной форме, может быть следует не делать операцию и попробовать какие-то другие варианты и т.д. Я настоял на операции, меня не устраивала неопределенность и жизнь в таком состоянии, и, может быть, слабая надежда на пророчества Катерины.
Можно говорить дальше, но с темой рассказа это не очень-то связано, в общем, если коротко, я живу до сих пор. Я давно не слышал о Катерине, я не знаю, как сложилась дальше ее судьба, но могу сказать точно, она очень необычная женщина, и сны ее необычные. После мы встречались с ней только два раза, первый раз после убийства Владимира в 1995 году, а о второй нашей встрече мне не очень-то хотелось бы рассказывать, ибо это немножко не вписывается в канву рассказа о встрече с необычным человеком, с приятной, умной и красивой женщиной. Но это биографический рассказ. Это не художественная литература, поэтому я расскажу, обойдя те места, которые не нравятся мне.
В районе двух часов ночи позвонила Катерина, по голосу я сразу узнал ее, и сказала: Это вопрос жизни или смерти, и попросила приехать меня в район метро Новослободская к жилому дому, и подробно описала, куда мне поставить машину, вплоть до направления фар. Я все это выполнил и стал ждать, и в районе примерно трех ночи я увидел: на первом этаже открывается окно, и начинается возня двух, кажется разнополых и, кажется, не очень трезвых фигур, далее эти стройные фигуры начинают приближаться к машине, и я вижу Катерину в сопровождении высокого и, вероятно, красивого в прошлом, похожего на спортсмена и ученого так же в прошлом. Я не выхожу из машины (по инструкции), они прощаются, Катерина садится в машину и как в первую нашу встречу, не глядя в мою сторону, говорит – к моему дому. По дороге мы молчали. Приближаясь к дому, она стала подсказывать с какой стороны мне подъехать. Остановились в темноте, и, на ощупь добравшись до отмостки дома, она попросила меня проводить ее до
Страница: 6
Страница: 7
подъезда, но не стоя, а почти лежа; я не стал этого делать, а чуть-чуть пригнулся. Но Катерина честно, как говориться «по-пластунски», добралась до подъезда, так же как в первый раз подняла руку, не глядя в мою сторону, и исчезла в подъезде. Я ее больше не видел и не слышал, но всегда вспоминаю ее с большой симпатией и теплотой. Я очень благодарен ей за ее пророчества касательно моей судьбы и, конечно же за «Юппи ду». Я периодически смотрю этот фильм и слушаю эту замечательную музыку.
Времена Высоцкого, Криса Ри и Паваротти уходят, но за то на смену приходят Шнуры и Децлы, и наши самодовольные бездари, восседающие в вертящихся креслах и оценивающие других. Такие талантливые ленты как «Амаркорд», «Тени забытых предков», «Зеркало», «Полеты во сне и наяву», «Жил певчий дрозд» и другие ушли безвозвратно. Мы оказались на стыке эпох и сумели понять и увидеть все духовное, что было создано и создавалось при нас. Создать красивое сооружение, сидя перед экраном компьютера, невозможно. Современным поколениям это трудно понять и принять, а нам трудно понять бездуховные шумы и трескотню. Быть может, когда-нибудь будет Возрождение, но когда это будет???
Страница: 7